Система сертификации «Росняня»

 

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ «РОСНЯНЯ»

Наша многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они переплетаются, и человек ищет выход из создавшихся жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно искать методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем самоанализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями и общением. В этом помогает психологическая подготовка.

В Институте повышения квалификации Российской академии психологии разработана учебная программа психологической подготовки специалистов, работающих в области социального обслуживания населения и образования (нянь, воспитателей, помощников по уходу за детьми, больными, инвалидами, престарелыми и др.) (Система добровольной сертификации «Росняня»).

Главная цель обучения это осознание обучающимся себя личностью, умение оставаться самим собой, невзирая на мешающие воздействия, и поддерживать себя в трудных состояниях.

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Понятие «осознание» означает, что мы знаем и понимаем, почему и как происходит все вокруг нас и не только вокруг, но и внутри нас. И чем больше вещей, происходящих снаружи и внутри нас, мы понимаем, тем шире наше осознание, тем больше сторон нашей жизни мы понимаем, тем глубже мы проникаем в суть различных сфер нашего бытия.

Осознание – это есть способ взаимодействия с реальностью, при котором обучающийся видит всю картину в целом. При этом осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой.

В такой подготовке выделяются основные компоненты: формирование психологической культуры, психологической компетентности в профессиональной деятельности и умение человека представить себя на рынке труда.

Психологическая культура продолжает линию физической культуры в плане заботы человека о своем психическом здоровье и включает следующие моменты: познание самого себя, другого человека, культуру поведения и общения.

Психологическая компетентность комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения задач в различных направлениях деятельности социальных работников.

Умение человека представлять себя очень важно в условиях современного общества, когда приходится самому искать работу. И от того, насколько человек знает и понимает сильные и слабые стороны своей индивидуальности, свой внутренний потенциал, зависит возможность получения работы.

Надо переходить на гуманистическую, психологическую позицию,  что способствует интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.

Гуманизация труда включает в себя оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей работающего.

Очень важно создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться, но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает и видел результаты своего труда, а также мог предвидеть социальные и психологические последствия своей деятельности.

Несколько слов о программе обучения.

Психология — наука о психическом мире человека. В центре внимания практической психологии стоит реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности и наполненный различными жизненными проблемами.

Психология — область знания, которая пока не имеет единственной теории, описывающей весь спектр психологических явлений, а поэтому таких теорий существует несколько для разных случаев, проблемных ситуаций, для разных возрастных периодов жизни человека и т.д. В этом особенность психологической подготовки социального работника, а, именно, ему в своей работе будет необходимо уметь подбирать необходимый набор психологических построений для конкретной ситуации из приобретенных знаний и даже из жизненного опыта. но на основе полученных психологических концепций.

Задача обучения практической психологии — помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

Таким образом, суть программы обучения понимается как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в области деятельности социального работника.

Курс обучения состоит из разделов:

введение в практическую психологию, методы психологии;

основы общей психологии;

психология индивидуальности и развития личности;

психология взаимоотношений и взаимодействия;

психическое здоровье личности;

основы детской психологии;

основы геронтологии и психология.

Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его индивидуальностью, и он должен знать и понимать себя и другого человека.  знать определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в конкретных условиях,, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение.

В разделе «Общие сведения из психологии» рассматриваются следующие вопросы: понятие психологии, психика, психосоматика, сознание, подсознание, мозг, интеграция мозга, мысль, мышление, гармония, здоровье, намерение, психологическая травма и др.

В разделе «Психология индивидуальности» рассматриваются такие вопросы как: психологическое пространство, психологическое время, индивидуализация психического мира, базовые свойства личности и индивидуальность человека, темперамент, характер, способности, интеллект и психические познавательные процессы, ощущение, восприятие, активация мышления, речь, зрительная система, внимание, концентрация внимания, память, эмоции, «Я-концепция», психическое состояние, утомление, состояние психической напряженности, направленность, мотивация, самоактуализация, самосознание и самооценка.

В разделе «Психология взаимоотношений и взаимодействия» рассматриваются вопросы: типы установок на восприятие другого человека, проецирование на других людей собственных свойств, подражание, типы лидерства, функции, средства, каналы, типы и фазы общения, внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, управление конфликтами, межличностные стили разрешения конфликтов, умение располагать к себе людей.

В разделе «Психическое здоровье личности» представлены такие вопросы: творческая сила самости, чувство общественного, личность, автономный человек, достоинство, творчество, психологический рост, функциональный анализ, критерии психического здоровья, жизненные позиции человека.

В разделе «Детская психология» рассматриваются вопросы: возрастное развитие, основные направления психического развития ребенка, формирование внутреннего плана умственных действий, общение,  формирование психики и развитие памяти в дошкольном возрасте, кризис 6-7 лет, деятельностный подход к формированию личности, становление самооценки, развитие процессов запоминания, проблемы детского возраста, страхи детей, влияние семьи и воспитания на формирование личности, условия развития личности и изменения психофизиологических функций, причины, влияющие на развитие ребенка.

В разделе «Основы геронтологии и психология» рассмотрены вопросы работы с социально незащищенными группами пожилых людей, социальная адаптация, реабилитация и активизация в пожилом и старческом возрасте.

В целом, обучающийся подходит к осознанию, пониманию того, что такое внутренняя гармония человека, и как сам человек может способствовать поддержанию гармоничного состояния.