chaussure de sport lunette ray ban Chaussure puma christian louboutin adidas zx flux chaussures de foot adidas femme Chaussure louboutin chaussure bateau Sac louis vuitton chaussure de foot polo ralph lauren chaussure de marque Chaussure nike Bijoux nike roshe run femme nike blazer lunette de soleil chaussure femme nike roshe
Chaussure adidas adidas chaussure Chaussures nike chaussure chaussure reebok chaussure de sport Bijoux adidas nmd nike roshe Sac louis vuitton nike presto nike flynit polo ralph lauren chaussures sport adidas zx flux chaussure sport nike roshe run femme Air max nike chaussure de marque lunette de soleil carrea

Практическая психология и самосознание

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И САМОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Кириленко Николай Яковлевич,

директор ИПК РАП, академик РАЕН, профессор, доктор медицины и психологии

Практическая психология реализует на практике положения теоретической психологии. Эта отрасль знаний применяется психологами, которые работают непосредственно с людьми, оказывают влияние на их психику и помогают справиться с возникшими трудностями.

Принципиальное отличие практики от теории заключается в том, что она использует не только научные факты, но и умения отдельного человека воздействовать на окружающих, основанные на анализе приобретенного в процессе жизни опыта.

Еще одна особенность практической психологии – это объект ее исследования, то есть личность, имеющая только ей присущий набор ценностей, способов оценки действительности и динамику психических состояний, сформировавшихся в условиях собственной реальности.

Другой особенностью практической психологии является целостность в описании человека. Поэтому психолог-практик использует совокупность различных методов, сложившихся в разных школах и направлениях практической психологии.

Существуют следующие направления деятельности практического психолога:

психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей;

психодиагностика, важнейшей целью которой является получение психологической информации о человеке или группе на основе научной теории;

психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированная на приведение показателей психики в соответствие с возрастной или иной формой;

психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний.

В настоящее время практическая психология может рассматриваться не только как сфера приложения психологических знаний, не только как психологическая практика и способ проверки психологических моделей, но и как новая активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая свой предмет изучения и разработки. Предметом практической психологии можно считать индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.

Практическая психология обобщает теоретические и практические знания из различных сфер психологической науки, предлагает свои методы сохранения внутренней гармонии человека, способствует его эмоциональному и жизненному развитию.

Интерес человека к своему «Я» издавна был предметом особого внимания. Внутренний мир личности, ее самосознание всегда были в центре внимания философов, психологов, писателей, художников. Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе (образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть.

Вопросы, связанные с категорией «Я» и самосознанием, занимают центральное положение при изучении процессов познания и формирования личности. Традиционно данные проблемы разрабатывались возрастной и педагогической психологией, психологией личности. В данный момент они начинают рассматриваться в рамках практической психологии. В процессе разработки в этих традициях решение данных проблем приобретает новые перспективы.

Развитие исследований в данном направлении в значительной мере является ответом на потребности и запросы практики. Проблемы организации психологического воздействия, в том числе в виде различных форм психотерапевтической помощи, а также определение степени его эффективности требуют достаточной ясности в вопросах, связанных с категорией «Я».

Определение понятия «Я» всегда осложняется тем, что оно соотносится, а иногда и сливается с понятием личности и понятием самосознания, хотя ими и не исчерпывается. «Я» возникает как некий единый комплекс, отдельные грани которого и нашли отражение в таких категориях, как «самосознание», «самооценка», «образ Я» и т.д. Самым общим значением «Я» при этом понимается интегральная целостность индивида, единство его реальной идентичности и индивидуального самосознания. Множественность применяемых терминов свидетельствует о многогранности психической реальности, которая за всеми ними скрывается.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты, воспоминания, которые были осознанными, но теперь подавлены или забыты. Помимо этого личное бессознательное содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прежнего опыта.

«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Другими словами, «Я»-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками. Значительная часть вопросов, связанных с описанием этой системы, ее структуры, условиями формирования и ее динамики, еще подлежит дальнейшей разработке.

В структуре «Я»-концепции можно выделить следующие компоненты:

когнитивный, содержащий образ своих личностных качеств, способностей, своего статуса в коллективе и др.;

эмоциональный, отражающий отношение к себе;

оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. Особое значение для личности имеет самосознание как высший уровень развития сознания.

Жизнь человека есть его взаимодействие с данностью существования. На каждом новом этапе внутреннего развития с неизбежностью снова и снова у человека возникают вопросы, и он должен их снова и снова решать. Это и есть путь внутреннего развития, становления и роста личности. Процесс подобного роста, естественно, не идет совершенно независимо от внешнего, реального, бытийного мира.

Методы информационной психологии позволяют восстановить психологическое состояние человека при комплексном информационном воздействии на его базовую основу психологических процессов жизнедеятельности.

kamagra gel cialis 5mg kamagra kaufen kamagra oral jelly kamagra schweiz viagra kaufen viagra generika cialis generika viagra suisse cialis suisse kamagra suisse levitra suisse cialis generique kamagra gel viagra generique cialis originale cialis svizzera kamagra oral jelly kamagra svizzera
Cialis Daily Viagra Soft viagra kaufen viagra online Original Testpakete Erektile Dysfunktion Levitra En Ligne erectiepillen kopen Acquisto Brand Levitra Viagra Originale senza ricetta Acheter Kamagra Jelly Viagra Original Acheter Propecia Acquisto Priligy Cialis sans ordonnance Acheter Cialis strips viagra pille levitra generika Cialis Soft kaufen cialis prijs belgie