Принципы и методы исследований

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

  1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность).
  2. Принцип развития.
  3. Принцип деятельности.
  4. Принцип единства сознания и деятельности.
  5. Принцип системности.
  6. Принцип активности.
  7. Принцип личностного подхода.

Методы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия.

Методы исследования: методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы профилактики: система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.

Методы воздействия: методы психологического воздействия на человека, направленные на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию.

Основныe задачи:
1. Выявление законов психики.
2. Раскрытие связей и отношений, которые можно было бы классифицировать как закономерные.
3. Установление механизмов психической деятельности.
4. Изучение природы и действия этих механизмов.

Принципы научных исследований:

1. Принцип детерминизма (причинная обусловленность):

психика обусловлена объективной действительностью;

психические явления обусловлены деятельностью мозга;

при изучении психических явлений необходимо установить причины,

их вызвавшие;

психика определяется образом жизни.

2. Принцип развития:

психика постоянно развивается и изменяется как количественно,

так и качественно.

3. Принцип деятельности:

рассмотрение и оценка личности через деятельность, которую

она выполняет;

зависимость сознания человека от предметных действий.

4. Принцип единства сознания и деятельности:

деятельность — форма активности сознания;

сознание — результат поведения и деятельности;

сознание образует внутренний план деятельности;

изменение содержания деятельности способствует

формированию качественно нового уровня сознания.

5. Принцип системности:

явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих

элементов;

обнаружение связей между отдельными проявлениями нарушений

психического развития;

определение их причин;

установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений

в психическом развитии;

выявление сохранных функций и положительных сторон личности,

которые составят основу коррекционных мероприятий.

6. Принцип активности:

учет отражения внешних и других обстоятельств в сознании человека

сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

7. Принцип личностного подхода:

учет природных задатков, темперамента, силы нервной системы,

личностного характера человека.