Глоссарий

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

АДАПТАЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ — совокупность морфофизиологических

и поведенческих особенностей организма, обеспечивающая возможность

специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

 

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — процесс взаимодействия личности или

группы личностей с социальной средой, процесс внутренней и внешней

гармонизации личности со средой.

 

АКМЕОЛОГИЯ — наука об оптимизации личностных и психологических

возможностей человека и достижении им вершин мастерства в профессии

и творчестве.

 

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (ПОДСОЗНАНИЕ) — термин, применяющийся для

обозначения психических процессов, протекающих без отображения их

в сознании и помимо сознательного управления.

 

БОЛЕЗНЬ — это состояние организма, выраженное в нарушении его

нормальной жизнедеятельности, продолжительности жизни и его

способности поддерживать свой гомеостаз, следствие ограниченных

энергетических и функциональных возможностей живой системы в

противопоставлении патогенным факторам.

 

ВАЛЕОЛОГИЯ — наука о природе здоровья человека,

междисциплинарная, интегральная область знания, изучающая здоровье

человека на всех его уровнях.

 

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — знание человеком своих

генетических, физиологических и психологических возможностей, методов

и средств самоконтроля, сохранения и развития своего здоровья, потребность

в сохранении здоровья и ее реализация, понимание здоровья как личной

ценности, умение распространять валеологические знания на окружающих.

 

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс формирования

потребности и мотивации на здоровье и здоровый стиль жизни как

неотъемлемой части жизненных ценностей и общей культуры человека.

 

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ — процесс формирования знаний

о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека,

овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья,

оценки формирующих его факторов, усвоения знаний о здоровом стиле жизни

и умений его построения, освоения методов и средств пропаганды здоровья

и здорового стиля жизни.

 

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА — совокупность методов и приемов

воспитания и обучения, основанная на интерпретации человека

как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных

факторов.

 

ВЕЩЕСТВО — вид материи; то, из чего состоит физическое  тело.

 

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ — общее название приёмов представления физического

явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

 

ВИНА — отрицательно окрашенное чувство, объектом  которого является

некий поступок субъекта, который кажется ему причиной негативных

для других людей последствий; уровень энергии.

 

ВРЕМЯ — форма протекания физических и психических процессов,

условие возможности изменения; информация энергии пространства.

 

ГАРМОНИЯ — согласование разнородных и даже противоположных

(конфликтных) элементов.

 

ГЕРОНТОЛОГИЯ — наука, изучающая биологические, социальные

и психологические аспекты старения, его причины и способы борьбы

с ним (омоложение).

 

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ — направление в  психологии, выдвинувшее программу

изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов — образов,

форм).

 

ГИПОТЕЗА — форма развития знаний, представляющая собою обоснованное

предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин

исследуемых явлений.

 

ГНЕВ — отрицательно окрашенный аффект, направленный против

испытываемой несправедливости и сопровождающийся желанием устранить

её; уровень энергии.

 

ГОМЕОСТАЗ — способность биологических систем противостоять

изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава

и свойств (саморегуляция).

 

ДИАГНОСТИКА — процесс распознания состояния организма или болезни,

оценка индивидуальных биологических, психических или социальных

особенностей субъекта.

 

ДУХ — тонкоматериальная субстанция, которая обеспечивает

устремление вперед, эволюционирование энергии и выполнение

определенной миссии (особого задания программы) человека.

 

ДУХОВНОСТЬ —совокупность проявлений духа в мире и человеке,

совокупность высших качеств, то есть энергий,

нарабатываемых человеком с определённого уровня развития

и формирующих целостность данных качеств.

 

ДУША — тонкоматериальная субстанция, в которой выражена природа

человека, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности

ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.

 

ЗАДАЧА  — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую

необходимо достичь.

 

ЗДОРОВЬЕ — состояние полного физического, душевного и социального

благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

(Всемирная организация здравоохранения при ООН).

 

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ — образ жизни, способствующий укреплению

здоровья человека.

 

ЗНАНИЕ — форма существования и систематизации результатов

познавательной деятельности человека.

 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и

процессах.

 

ИНДИВИД — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных

и приобретённых свойств.

 

ИННОВАЦИОННОСТЬ — результат инвестирования интеллектуального

решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся

идеи по обновлению сфер жизни людей.

 

ИННОВАЦИЯ — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный

рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

 

ИНТЕГРАЦИЯ — процесс объединения частей в целое.

 

ИНТЕГРАЦИЯ МОЗГА — задействование активности обоих полушарий мозга.

 

ИНФОРМАЦИЯ — форма движения, которая генерируется мозгом в виде

понятий, категорий, представлений; форма энергии событий и процессов

в пространстве и во времени.

 

ИСЦЕЛЕНИЕ — комплексный процесс восстановления целостности,

баланса организма на физическом, энергетическом и информационном

уровнях, создание гармонии всех его частей.

 

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ — стабильные внутренние особенности

человека, оцениваемые позитивно; позитивные черты характера,

знания, умения и навыки; энергии, нарабатываемые человеком.

 

КЛАСТЕР — объединение нескольких однородных элементов

(по каким-либо подобным признакам), которое может рассматриваться

как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

 

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ МЕДИЦИНА — виды альтернативных направлений

медицины, которые применяются в здравоохранительной практике

совместно с официально признанными методиками.

 

КОНЦЕНТРАЦИЯ — мысленное сосредоточение на каком-либо объекте

или субъекте.

 

КОНЦЕПЦИЯ — определённый способ понимания, трактовки каких-либо

явлений, основная точка зрения; система взглядов на явления в мире,

в природе, в обществе.

 

ЛЕЧЕНИЕ — система мероприятий, направленных на восстановление

здоровья, предупреждение осложнений заболевания и устранение

тягостных для больного проявлений болезни.

 

ЛИЧНОСТЬ — понятие, выработанное для отображения социальной

природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной

жизни, определения его как носителя индивидуального начала,

самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения

и предметной деятельности.

 

МАТЕРИЯ — фундаментальное физическое понятие, связанное

с любыми объектами, существующими в природе, о которых можно

судить благодаря ощущениям; энергия, структурированная особым

образом под управляющим воздействием информации.

 

МЕДИЦИНА — система научных знаний и практических мер,

объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики

заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности

людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических

и психических недугов.

 

МЕДИТАЦИЯ — особое психическое состояние (медитативное состояние),

возникающее в результате определенных причин.

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — синтез различных

теоретических положений и методологий, которые вовлекаются

в научное исследование из других дисциплин.

 

МЕНТАЛЬНОСТЬ — образ мыслей, совокупность умственных навыков

и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной

группе.

 

МЕТОД  — систематизированная совокупность шагов, действий, которые

нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой

цели.

 

МЕТОДОЛОГИЯ — учение о методах, способах и стратегиях исследования

предмета.

 

МИРОЗДАНИЕ — совокупность пространства, времени, всех форм материи,

физических законов и констант, которые управляют ими; космос, мир,

природа.

 

МОЗГ — орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции

организма и контролирующий поведение.

 

МЫСЛЬ — упакованный смысл, переданный сознанию (всплывший в

сознании) в процессе мышления и обладающий энергией и информацией.

 

МЫШЛЕНИЕ — одна из высших психических функций, психический процесс

отражения и познания существенных связей и отношений предметов и

явлений объективного мира.

 

НАВЫК — деятельность, сформированная путем повторения и доведения

до автоматизма.

 

НАМЕРЕНИЕ — мысль, замысел, цель, желаемый результат; уровень энергии.

 

НАУКА — область человеческой деятельности, направленная на выработку и

систематизацию объективных знаний о действительности.

 

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА — особая форма систематизации знаний,

качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных

научных теорий, целостная система представлений об общих

свойствах и закономерностях мира.

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ — междисциплинарное научное направление, лежащее

на стыке психологии и нейронауки, нацеленное на понимание связи

структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами

и поведением живых существ.

 

ОБИДА — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также

вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция, включающая в себя

переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего

уже невозможно поправить; уровень энергии.

 

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; процесс

или продукт формирования ума, характера и физических способностей

личности.

 

ОБУЧЕНИЕ — целенаправленный педагогический процесс организации

и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся

по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих

способностей и нравственных этических взглядов.

 

ОНТОГЕНЕЗ — индивидуальное развитие, охватывающее все изменения

от момента рождения до рассматриваемого периода или смерти.

 

ОРГАНИЗМ — живое тело, обладающее совокупностью свойств,

отличающих его от неживой материи; самовосстанавливающаяся система.

 

ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ — направленность; поляризованность,

упорядоченность, нацеленность.

 

ПАТОГЕНЕЗ — механизм зарождения и развития болезни и отдельных

её проявлений.

 

ПЕДАГОГИКА — наука о воспитании и обучении человека.

 

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — направление психологии, которое

занимается исследованием положительных аспектов психики человека.

 

ПОЛЕ ФИЗИЧЕСКОЕ — особая форма материи, связывающая частицы

(объекты) вещества в единые системы и передающая действие одних частиц на

другие.

 

ПОЗНАНИЕ — совокупность процессов, процедур и методов приобретения

знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — психология, ориентированная на широкий

контингент образованного населения и их запросы как личностного,

так  и делового характера.

 

ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — ориентация его содержания

и методов на тесную связь с жизнью, основами прикладных наук, на

подготовку к использованию знаний в предстоящей деятельности.

 

ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — психология, направленная на практику,

но ориентированная на специалистов-психологов.

 

ПРИНЦИП — основополагающая истина, закон, положение или движущая

сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений

или движущих сил.

 

ПРИРОДА — материальный мир Вселенной, основной объект изучения

естественных наук.

 

ПРОБЛЕМА — сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

 

ПРОЕКТ — целостная совокупность моделей, свойств или характеристик,

описанных в форме, пригодной для реализации системы.

 

ПРОСТРАНСТВО — место, в котором определяется положение

физических тел, происходит движение различных физических тел

и объектов; информация энергии времени.

 

ПРОЦЕСС — течение, ход, продвижение; форма энергии событий

и информации в определенном пространстве и в настоящем времени.

 

ПРОЩЕНИЕ — отпущение вины (извинение).

 

ПСИХИАТРИЯ — раздел медицины, изучающий психические заболевания,

методы их лечения и профилактики.

 

ПСИХИКА — системное свойство высокоорганизованной материи (мозга),

заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

 

ПСИХОЛОГИЯ — наука о мышлении, сознании, поведении и душе человека.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИЛИ ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА — вред, нанесённый

психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия

неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых

воздействий на его психику.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ — один из видов

психологической помощи.

 

ПСИХОСОМАТИКА — направление медицинской психологии,

занимающееся изучением возникновения ряда соматических заболеваний.

 

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА  — нарушения функций внутренних

органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени

связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или

хронической психологической травмы, специфическими особенностями

эмоционального реагирования личности.

 

ПСИХОТЕРАПИЯ — система лечебного воздействия на психику и через

психику на организм человека.

 

ПСИХОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ –  обмен,

перетекание тонкой материи: психической энергии и информации

от одного человека к другому.

 

РЕЗИСТЕНТНОСГЬ ОРГАНИЗМА — устойчивость организма.

 

САМОСОЗНАНИЕ — сознание человеком себя в качестве субъекта

деятельности, в результате которого представления человека о самом

себе складываются в мысленный «образ Я».

 

САНТИВНОСТЬ — потенциал, резерв здоровья.

 

СИНЕРГЕТИКА — междисциплинарное направление науки, изучающее

общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных

системах (физических, химических, биологических, экологических,

социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

 

СИСТЕМНОСТЬ — направление методологии научного познания,

в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы,

целостного комплекса взаимосвязанных элементов.

 

СОБЫТИЕ – то, что происходит в некоторый момент времени

и рассматривается как изменение состояния мира; форма энергии

процесса и информации в определенном пространстве

и в определенном времени.

 

СОЗНАНИЕ – высшая, свойственная людям и связанная с речью функция

мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности, в предварительном мысленном построении действий

и предвидении их результатов, в разумном регулировании

и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.

 

СОМАТИЧЕСКИЙ — телесный.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ — образование социальных конструкций

в процессе обучения.

 

СПОСОБНОСТИ — свойства личности, являющиеся условиями успешного

осуществления определённого рода  деятельности.

 

СТРАХ — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или

предполагаемым бедствием, отрицательно окрашенная эмоциональным

процессом; уровень энергии.

 

СТРЕСС — состояние напряжения; уровень энергии.

 

ТЕЛО — физическая оболочка живого существа.

 

ТЕРАПИЯ — процесс, целью которого является облегчение, снятие

или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания,

патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности,

нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности, выздоровление

и восстановление здоровья.

 

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — течение психологии, которое

изучает трансперсональные переживания, измененные состояния сознания,

соединяя современные психологические концепции, теории и методы

с традиционными духовными практиками.

 

УМЕНИЕ — освоенный субъектом способ выполнения действия,

обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков.

 

ФРАКТАЛЫ — геометрические фигуры, которые имеют особенности –

дробление на части, подобные целому, или одно и то же преобразование

повторяется в уменьшающемся масштабе.

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ — научность, полнота и глубина знаний.

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ — фундаментальные знания,

лежащие в основе научной картины современного мира.

 

ХАРАКТЕР — структура стойких, сравнительно постоянных

психических свойств, определяющих особенности отношений

и поведения личности.

 

ХОЛИЗМ — принцип подчинения части целому, определенная иерархия.

 

ХОЛИСТИЧЕСКИЙ — целостный.

 

ЦЕЛОСТНОСТЬ — обобщённая характеристика объектов, обладающих

сложной внутренней структурой (например, общество, личность,

биологическая популяция, клетка), выражающая интегрированность,

самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность

окружению, связанную с их внутренней активностью, качественное

своеобразие, обусловленное присущими им специфическими

закономерностями функционирования и развития.

 

ЦЕЛЬ — намерение, замысел.

 

ЧЕЛОВЕК — живое разумное общественное существо, отличительными

чертами которого являются его сознание, возможность мыслить

и способность к осуществлению свободного выбора, принимать

ответственность за поступки, наличие моральных суждений.

 

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА — существенные свойства человека, которые

определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА — это результат

стрессового воздействия, сила которого оказалась для психики

чрезмерной.

 

ЭМОЦИЯ — психический процесс, отражающий субъективное оценочное

отношение к существующим или возможным ситуациям;  протяжённый

во времени процесс внутренней регуляции деятельности человека,

отражающий смысл (значение для процесса его жизнедеятельности);

уровень энергии.

 

ЭНЕРГЕТИКА – энергетический потенциал человека, его способность

усваивать, накапливать и использовать энергию.

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – централизованная система организма

человека, управляющая и координирующая деятельность организма

и процессы его энергоинформационного взаимодействия

с окружающим миром.

 

ЭНЕРГИЯ — единая мера различных форм движения и взаимодействия

материи; информация пространства времени.

 

ЭТИОЛОГИЯ — причины и условия возникновения болезней.

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ («Я-образ», «Образ Я») — система представлений

индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.